с. Воскресенка муниципального района Волжский
Самарской области
10.Памятки и рекомендации для родителей. | Март 14, 2017,09:24
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, готовые словесные характеристики образов, определения, которыми оперирует ребенок.
Восприятие художественное литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Е.А. Флериной и др. ученых исследовались особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
В частности, на основе обобщения научных данных и собственного исследования Л.М. Гурович выделяет следующие возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения:
- для детей младшего дошкольного возраста характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом дети чаще в сего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа;
- в среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете в целом правильно оценивают поступки персонажей. На 5-м году появляется реакция на слово и интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать;
- в старшем дошкольном возрасте детей интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать под текст. У детей усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Таким образом, умение воспринимать литературное произведение, особенности его художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Знание особенностей восприятия и понимания произведений литературы определяют задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
Эти задачи можно сформулировать следующим образом:
- развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях, о композиции;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность сказок, рассказов, стихов;
- формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения: определять основных героев, на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений для чтения и рассказывания. В исследованиях О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской разработаны некоторые критерии отбора книг:
- идейная направленность детской книги, обеспечивающая нравственное воспитание;
- высокое художественное мастерство;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:
- произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;
- произведения русской и зарубежной классической литературы;
- произведения современной русской и зарубежной литературы.
Методика работы с книгой в ДОУ
Методика работы с книгой исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях О.И. Соловьева, В.М. Федяевской, Л.М. Гурович.
Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:
1. чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста с сохранением языка автора;
2. рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование;
3. инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;
4. заучивание наизусть.
М.М. Конина в методике работы с книгой выделяет несколько типов занятий:
- чтение или рассказывание одного произведения.
- чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов и весне и т.д.) или единством образов (две сказки о лисичке и т.д.). На этих занятиях объединяют новый и уже знакомый материал;
- объединение произведений принадлежащих к разным видам искусства:
А) чтение литературного произведения и рассматривания репродукций с картин известного живописца,
Б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: настольный театр (картонный или фанерный), кукольный и теневой театры; диафильмы и диапозитивы;
- чтение как часть занятия по развитию речи:
А) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов и рассказов с закреплением материала),
Б) чтение может быть логически связано с содержанием занятия ( в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).
В методике занятий выделяются такие моменты, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
При подготовке к занятию воспитатель должен произвести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.
В предварительную работу входит и подготовка детей: объяснение незнакомых слов, активизация личного опыта детей, организация наблюдений, экскурсий.
В структуре типичного занятия по ознакомлению с художественной литературой можно выделить 3 части. В первой части происходит знакомство с произведением. Основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержа6нрия, средств выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. В связи с этим неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части.
Методика ознакомления с книгой имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр худ. Произведения: «Расскажу сказку», «Прочитаю стихотворение». Задача педагога - создать условия для того, чтобы новые слова вошли в экспрессивную речь детей.
В среднем дошкольном возрасте внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая). Становится возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Развитие образной речи
Развитие образной речи является важной составной части воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи здесь понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания в содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.
Лексическая сторона речи является составной частью образности, т.к. работа над семантикой отдельных слов позволяет ребенку употреблять точные по смыслу и выразительности слова или словосочетания в соответствии с контекстом высказывания.
Грамматическая основа образности выражается в использовании разнообразных стилистических средств (порядок слов, построение разных типов предложений), в результате чего ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), что и определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.
Таким образом, высокий уровень формирования всех сторон речи является предпосылкой для развития образности речи.
Для развития образности рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, на подбор рифмы к слову или словосочетанию из худ произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознать различные художественные средства, использованные в книге.
Образность речи, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества детей.
Словесное творчество детей
Наиболее сложной и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. На протяжении многих десятков лет педагогика различных стран исследует проблему природы возникновения детского художественного творчества, в том числе словесного.
Онтогенетическая основа художественного творчества детей синтетична и неоднородна. В ней соседствуют такие личностные качества, как интересы и склонности, с такими индивидуально-психологическими особенностями, как самостоятельность и инициативность.
В дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой и звуковой стороне речи, которая проявляется в легкости запоминания слов, их звучания и значения. Ребенок, по словам Д.Б. Эльконина, неутомимо экспериментирует со словами как с материальным субъектом. Это языковая игра.
Тяга детей к словесному творчеству проявляется в стремлении найти звучное сочетание слогов, четкий ритм, складную рифму. Дети получают удовольствие от комбинирования звуков, форм слов и т.д. Все это является худ. Деятельностью в простейших формах.
Словесное творчество детей может выражаться в разных формах:
- в словотворчестве (в узком смысле), т.е. в создании новых слов, неологизмов;
- в сочинении стихотворений;
- в сочинении собственных рассказов и сказок, творческих пересказах.
В словесном прозаическом творчестве детей встречаются образы различных явлений, животных, сказочных персонажей, героев. Язык ребенка, сначала засоренный излишними повторениями, примитивными словами, приобретает постепенно большую точность, образность. Дети старшего дошкольного возраста находят выразительные слова для обозначения качеств личности, для описания ее действий.
По степени самостоятельности словесное творчество детей может проявляться в:
- исполнении худ произведений, созданных мастерами искусств, в естественной выразительной передаче их содержания;
- создании новой продукции;
- импровизации попевок и плясок, в сочинении сказок и в стремлении выразить в них свои переживания, отношения.
Для того, чтобы дети успешно занимались творческой практикой необходимо прежде всего определенное руководство со стороны взрослых.
Методы и приемы руководства словесной творческой практикой детей
На первом этапе роль педагога может заключаться в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Ребенка надо научить образному видению окружающей действительности. Образное видение понимается широко. В детских сочинениях возникает измененная воображением картина. Поэтому и восприятие должно отличаться определенными качествами: целостностью, что формирует у ребенка умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Но также может быть осуществлен и дифференцированный подход, т.е. выделение отдельных качеств (цвет, форма, звуки). Здесь же можно обратить внимание ребенка на то, что различные явления можно выразить лишь меняя характер мелодических интонаций, ритма в стихах.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками худ средств.
Возникновение замыслов у детей проходит успешно, если создана установка на новую деятельность («Сами придумайте новую песню, рассказ» и т.д.). Дети должны быть введены в воображаемую ситуацию («Что было бы, если бы …?»). Педагог должен обеспечить вариативность предлагаемых ребенку ситуаций, т.к. это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества важно изменять условия: сочетать индивидуальные и коллективные формы работы. Возникновение замыслов побуждает детей к поискам средств их воплощения. Дети стремятся найти разнообразные эпитеты, композицию рассказа, ритм прозаической речи и т.д. В результате детских самостоятельных поисков появляется композиция: песня, рассказ, стихи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен уже планировать свою творческую деятельность. В зависимости от этого видоизменяется характер педагогических воздействий. Педагоги проверяют уровень развития, достигнутого в процессе обучения, если он недостаточно высок, то педагоги активизируют усвоение детьми нужных навыков. Таким образом осуществляется косвенное влияние педагога на детей.
К более активным приемам формирования словесного творчества относятся «творческие задания». Они ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новые произведения. Назначение «творческих заданий» заключается и в том, чтобы вызвать соответствующие чувства, готовность к поискам новых способов действий.
Содержание творческих заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творческой активности, их можно распределить по степени творчества.
1. задания, требующие от детей самой первой ориентировки в творческой деятельности. При этом дается установка на новые задачи: придумай, измени, замени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя лишь в отдельных эпизодах. Здесь можно предложить детям выделить действия поступки героев, через которые раскрывались бы их характерные черты и взаимоотношения.
2. Задания, предполагающие целенаправленные действия детей и поиски нужных решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок начинает понимать, что можно найти новые комбинации, улучшить и изменить ранее сделанное. Возникает атмосфера «сотворчества» со взрослыми. С этой целью можно предложить придумать окончание рассказа по данному началу, начало рассказа по данному окончанию и т.д.
3. Задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел, выбирают художественные средства. Эти задания дают ребенку реальную возможность применить результат своего творчества в жизни. Например, выступить на детском утреннике, концерте. Замысел в этих заданиях принадлежит ребенку, а педагог только задает тему.
При появлении у детей собственной словесной «продукции» особенно важной становится оценкой взрослого, анализ детской деятельности, поскольку ребенку необходимо убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим.
Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т.к., расширяя представления ребенка об окружающей действительности, он развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, разнообразны жанровые формы произведения – былины, сказки, легенды, песни , придания, а также малые формы – потешки, пословицы, поговорки и т.п.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания ими роли выразительных средств в худ тексте (сравнений, метафор, эпитетов).
Работа с фразеологизмами должна и привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм («повесить голову» - загрустить).
Также фольклор является одним из факторов, определяющим развитие словесного творчества. Во-первых, фольклор оказывает воспитательное воздействие, формирует художественные способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как словесное творчество, т.е. создает предпосылки для его возникновения. Во-вторых, фольклор оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивая ее образность, определяя строй и стиль, давая образы и способы построения повествования.